Личностная готовность ребенка к школе.

Личностная готовность ребенка к школе – очень важный компонент психического развития малыша. Она проявляется в отношении дошкольника к обучению, учителю, самому себе. Поступая в школу, ребенок должен быть готов к смене игровой деятельности на учебную, к новым взаимоотношениям со взрослыми и систематической интеллектуальной работе.

Важным условием готовности ребенка к постоянной работе является умение подчинять собственные действия выполнению учебного задания.

Причиной неуспеваемости маленьких учеников чаще всего бывает недостаточное волевое развитие, чем недостаточное интеллектуальное развитие или физическая слабость. Ребенку со слабой волей трудно соблюдать  требования  школьной жизни, ему сложно овладеть своими эмоциями и желаниями. Он руководствуется преимущественно ближайшей целью и заданием.

Ведущий фактор волевого потенциала ребенка – общение со сверстниками и взрослыми. Социально значимый для ребенка человек является образцом, который влияет на его поведение. Ориентируясь на положительный образец, ребенок способен прилагать определенные усилия, проявлять сдержанность.

Успешность обучения в школе во многом зависит от способности ученика воспринимать условность учебной ситуации, поддерживать ролевые отношения «учитель-ученик».

Если уровень произвольности низкий, ребенок не может осознать учебное задание в его специфическом смысле. В таком случае он воспринимает вопрос к нему как повод к бытовому общению, часто не называет учителя по имени и отчеству (принимает, например, обращение «тетя»), может внезапно прервать ход урока замечаниями, которые не касаются темы занятия.

Механизм подчинения правилам формируется в групповых играх, в ходе которых осуществляется двухсторонняя форма контроля: дети добровольно становятся носителями определенных условностей и требований и следят за их выполнением.

Вторая составляющая личностной готовности – умение ребенка строить отношения со сверстниками.

Процесс обучения в школе имеет коллективный характер, предусматривающий взаимодействие и сотрудничество всех его участников. Поэтому особое значение для ребенка приобретает  усвоение правил поведения в обществе сверстников.  Овладение этими правилами обеспечивает гуманистическую направленность личности, умение соотносить свои интересы с интересами других людей, устанавливать со сверстниками партнерские отношения. Эти качества тоже развиваются в процессе игры, где ребенок на практике усваивает нормы нравственного поведения.

Дети, которые не овладели правилами общения со сверстниками, не умеют с уважением относиться к другим: выслушивать ответы одноклассников, радоваться их успехам, сочувствовать в случае неудачи. Такие дети часто  очень конфликтные, завистливые, нередко агрессивны. Все это тормозит их адаптацию  к новым социальным условиям, вхождение в детский коллектив. Следовательно, очень важным моментом личностного развития ребенка является знание норм общения и понимание их необходимости.

Третьей составляющей личностной готовности к школе является развитие самосознания, то есть понимание ребенком того, что он собой представляет, какие способности имеет, как и нему относятся другие люди.

Ярче всего самосознание проявляется самооценке – в том, как ребенок оценивает свои успехи и неудачи, свои качества и возможности. Чаще у дошкольников самооценка завышена, что обусловлено спецификой возраста. Однако у некоторых дошкольников  она может быть заниженной, что может привести к неуспеваемости обучения в школе, поскольку вызывает страх потерпеть неудачу, чувство постоянной тревоги. Развитие ребенка уверенности в себе, становление чувства личного достоинства достигаются созданием для него «ситуации успеха»: педагог собственным поведением должен показывать дошкольнику, что понимает его, радуется успехам и сопереживает неудачам своего воспитанника.

Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо чаще его хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.

 

Литература:

Кепканова Е.И. /Психологическая газета, №22 ноябрь 2010/

 

  Готовя ребенка к школе, родители должны знать о психолого-педагогической ценности игры и игрушек; заботиться о том, чтобы дома было место для игры и хранения игрушек — это поможет приучить ребенка к бережливости и аккуратности. Однако этого недостаточно. Родителям необходимо наблюдать за играми малыша, обращать внимание на то, кого он изображает, разнообразен ли сюжет игр или изо дня в день повторяется одно и то же, умеет ли ребенок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры.

В игре у дошкольника происходит формирование личностной готовности к школе. А разнообразие содержания развивающих игр позволяет реализовать названные выше составляющие интеллектуального направления по подготовке его к школьному обучению.

Предлагаю таблицу требований к знаниям и умениям выпускника детского сада и примерный перечень игр и игрушек, который поможет будущему первокласснику на пороге школы сформировать круг представлений об окружающем мире.

Круг представлений ребенка, который должен сложиться у него перед поступлением в школу        

Ребенок должен:

 -знать свое имя, отчество, фамилию, возраст, имена, отчества и фамилии родителей,

 -уметь перечислять всех членов семьи        

Необходимые знания будущий первоклассник может получить в грамотно организованной сюжетно-ролевой или дидактической игре.

Современные игры и игрушки помогут дошкольнику поддержать и развить интерес к знаниям о себе, своей семье, доме, улице, городе, стране.

«Семья», Конструктор «Дом», «Моя квартира», «История города».

 

-знать название города, в котором он живет, свой домашний адрес, основные достопримечательности родного города

3.

-быть знаком с основами безопасности жизнедеятельности   

«Опасные ситуации», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Азбука пешехода», домино «Дорога», «Светофор», «Горящий дом», «Железная дорога — детям не игрушка»

-знать названия видов транспорта и уметь их различать       

Домино «Транспорт», конструктор «Транспорт», «Мир в картинках» (автомобильный, водный, железнодорожный транспорт)

-быть знаком с наиболее значимыми профессиями       

Рассказы по картинкам «Профессии», «Набор парикмахера», «Набор доктора», игра «Спасатели», «Пожарная станция»

знать названия месяцев, последовательность времен года, их основные приметы, стихи, загадки и пословицы о временах года

Серия объемного лото «Времена года», рассказы по картинкам «Времена года», «Многоцветный круг». «Календарь погоды», «Сложи картинку» (времена года, суток)

-знать названия и порядок дней недели        

«Все о времени», «Я учу дни недели», «Веселый распорядок дня», «Распорядок дня»

Знать названия домашних и диких животных наших лесов, жарких стран и севера, их детенышей, повадки и отличия — знать названия зимующих и перелетных птиц, уметь различать их   

«Семья ягненка» (жеребенка, козленка, поросенка)»,

«Кто чья мама?»

«Дикие (домашние) животные и их детеныши»; «Животные Севера» и др. «Зоологическое лото», «Загадки о животных», «Земля и ее обитатели», «В мире животных» (Кто где живет?) «Живая природа», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»

-различать овощи, фрукты, ягоды, продукты питания 

«Корзинка с фруктами и овощами», набор «Фрукты», набор «Овощи», «Лесные ягоды», «Ботаническое лото», «Аскорбинка и ее друзья», «Пирамида здоровья»

-уметь:

рассказывать русские народные сказки

последовательно пересказывать прослушанный (прочитанный) рассказ

составлять рассказ по картинке 

«Расскажи сказку», «Герои русских сказок», «Сказки о животных», «Играем в театр», «Русские народные сказки» (кукольный театр), «Опорные картинки для пересказа». «Короткие истории», «Истории в картинках», «Развиваем речь», «Незнайка в Солнечном городе», серия «Рассказы по картинкам»

-различать гласные и согласные звуки

 -определять количество и последовательность звуков в словах

 -делить слова на слоги      

«Заселяем домики», «Звуки» (считаем вместе), «Веселые звуки», «Речевая тропинка», «Делим слова на слоги», «Просчитай по первой букве»

-различать и правильно называть геометрические фигуры:

круг

квадрат

треугольник

прямоугольник

овал

«Форма», лото «Геометрические фигуры», «Цветная геометрия», «Квадраты», «Геометрические формы»

-уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (справа, слева, вверх, вниз)

«Не ошибись!», «Найди по описанию»

-считать от 1 до 10 и обратно

 -выполнять счетные операции в пределах 10       

«Математика», «Математические весы», «Счетные кубики», «Математические яйца». «Играем в математику», «Веселый счет», «Юный математик», «Первый счет», «Счетные палочки Кюизнера», «Логика и цифры», «Набор цифр и знаков», «Считалочка с Русалочкой», «Считалочка с Маугли», серия «Умное домино» (сложение, вычитание, сколько не хватает, цифры и т.д.)

владеть ножницами и карандашом,

 -уметь

нарезать полоски

вырезать по контуру предметы и знакомые геометрические фигуры

рисовать карандашом геометрические фигуры, людей

проводить вертикальные и горизонтальные линии

штриховать предметы, не выходя за их контуры 

«Геометрическая мозаика» (для аппликаций), «Моторика», «Трафареты», «Умные клеточки»

 

В особую графу выделяю игры, которые развивают память, внимание, мышление

«Развиваем память», «Что перепутал художник?», «Смотри, играй, запоминай», «Морской бой» и др.