Воспитание правовой культуры детей и родителей

Киреева Ольга Ивановна,

практический психолог высшей категории

  Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, проявляющих уважительное отношение к традициям и культуре других народов.

Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой, к сожалению, нельзя похвастаться. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

Положение человека (и взрослого, и ребенка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, сформировав их правовую культуру, мы способствуем тому, что завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, права своих детей, но и права старшего поколения. Чтобы научить своих детей осознанному гражданскому поведению в обществе, родители, учителя, все взрослые должны сами знать законы, жить по закону и нормам морали, умело передавать элементарные правовые знания детям. В размышлениях детей о своих правах есть такое умозаключение: «Мир прост и чист. Еще утром встает солнышко – шар тепла и красоты. Все живое, прекрасное тянется к нему. Возьмите нежный лучик от него и с улыбкой подарите своим детям. Это будет начало гармонии в мире… Сделайте так, чтобы не было жестоких, кровопролитных войн! Вы будете очень страдать, научив нас воевать. Мы имеем право на жизнь и мир!».

И еще одно мнение ребенка о правах детей: «Ребенок должен жить в семье, у него должны быть отец и мать, бабушки и дедушки, братья и сестры. Самое главное право ребенка – жить и быть счастливым. Об этом должны позаботиться взрослые». «Знать свои права и уметь за них бороться – значит, быть сильным. Уважать права других – значит, быть справедливым. Жить по праву – значит, жить в мире и согласии».

В Древней Руси детей называли зернышками. В этом был глубокий смысл. Чтобы зернышко прорастало и дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ детей-зернышек должен быть созвучен сегодняшней политике детства, подходам к формированию личности ребенка, его воспитанию. Воспитание начинается с момента рождения ребенка. В семье ребенок приобретает начальные навыки социального общения, закладываются основы его характера, во многом определяющие его последующее воспитание. Ушинский К.Д. справедливо писал: «не должны забывать, что первое понятие этого понятия имеют решающее влияние те первые личности, которые отразятся в его душе и лягут в основу его будущего отношения к людям».

   Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Семья — 50%,

СМИ — 30%,

школа — 10%,

улица -10%.

   Из этого можно сделать вывод, что первые жизненные уроки ребёнок получает все-таки в семье. Его первые учителя и воспитатели — отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи — это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно там дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

Родители и ближайшие родственники закладывают в ребенке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Чаще родители воспитывают в ребенке этические, культурные и нравственные чувства, мало уделяя внимания воспитанию патриотизма и права.

Если не вводить правовое воспитание на самых ранних стадиях школьного образования, человек станет жертвой бытового правовоспитания, основными категориями которого является народная «мудрость», передаваемая из поколения в поколение. Родители с крайне низким уровнем правосознания не могут воспитать своих детей в духе права. Даже в семье дети видят внеправовую сторону отношений. В семье, бытовых, уличных отношениях дети видят разрешение вопросов с точки зрения силы. Как гласит японская народная мудрость – там, где права сила, нет силы права. Отсюда и закладывается в сознании граждан «опыт», выраженный в устном народном творчестве, фольклоре: пословицы типа:

— Закон — дышло: куда хочешь, туда и воротишь;

— Суд что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет; и т.д.

А раз так говорит народ – значит, так оно и есть! Такие «мудрости» искоренить из языка не возможно – да и не нужно этого делать, нужно выводить их из убеждений народа путем доказательной демонстрации их ошибочности.

Но народ действительно мудр – и он создал не только отрицательные образы, но и убедительные положительные мнения о праве:

— Правда всегда перетянет;

— Закон не кол — не обтешешь.

Если бы в умах закреплялись только такие положения – ситуация была бы куда лицеприятнее.

Дети всегда очень активны и вовлечены во что-нибудь. Для них существует только «сегодня». Родителям это помогает ощутить радость и полноту жизни. Но не следует забывать и необходимо напоминать детям, что настоящее неотделимо от будущего, и от наших сегодняшних слов и поступков зависит наше завтра.

«Родительская любовь так же естественна, как дождь, но умению быть родителями надо учиться».

Существует обобщенный перечень основных ошибок в воспитательной деятельности родителей:

— отсутствие у родителей (что встречается особенно часто) единых требований и четкой линии в методах воспитания;

— слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку. Буаст: «Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв»;

— неоправданная идеализация ребенка (мой самый…);

— чрезмерная строгость, грубость, авторитарность, физические наказания. Павел Наторн сказал: «Если вы хотите, чтобы ребенок боялся стыда и наказаний, не приучайте его к ним». При крайней необходимости наказания, нужно учитывать реакцию детей: «ремнем по попе – наказание, а рукой по лицу – оскорбление, способное вызвать лишь цепную реакцию в виде озлобления». Мудрые говорили: «Не злите ребенка: кто пожелает бить, будучи ребенком, тот захочет убить, будучи взрослым»;

— нетребовательность в отношении детей (попустительство). Ян Амос Каменский: “Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетели”;

— перекладывание на других своих забот о воспитании ребенка (детсад, школа, полиция…);

— отсутствие такта в отношении с ребенком (не надо оттачивать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более – в глазах окружающих);

— неумеренное удовлетворение материальных запросов детей;

— ссоры родителей при детях (тем более скандалы и драки).

Права ребенка

(шутливое, но очень серьезное обращение к родителям)

Как у всех других людей,

Есть права у малышей,

Мысли есть свои и взгляды,

Это взрослым помнить надо.

Детям с самого рожденья

Требуется уваженье.

Крохи без него страдают

И безудержно рыдают.

Дети требуют вниманья,

Состраданья, пониманья,

Бесконечного прощенья

За плохое поведенье.

Деток нужно угощать,

Это так легко понять.

Жизнь без вкусностей скучна,

Очень грустная она.

Про подарки не забудьте,

Здесь внимательнее будьте.

Детям нужно все на свете,

Без подарков плохо детям!

Нужно с детками играть,

Нужно сказки им читать,

С ними нужно говорить,

Чтобы им мудрее быть.

И напомним заодно –

Бить детей запрещено.

Это просто преступленье,

Это над детьми глумленье.

Целовать их нужно чаще,

И подольше, и послаще,

Чтобы глазки их сверкали,

Чтобы ранки заживали.

Чтобы взрослым не грубили

И ответственными были,

Чтобы добрыми росли,

Им нужна гора любви.

Балышева Г.А.